Новости: http://proektnoegosudarstvo.ru/news/0942/

Век учись… Итоги первого образовательного форума в г. Шарье

03.09.2015


«Новогодний» диалог

Да, ни елки не было, ни курантов, ни хлопушек. А вот поздравление с Новым годом было. По старому русскому календарю. И по другому календарю - учебному. 1 сентября знаменует «выдающийся национальный праздник»,- так определил его Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, на первом образовательном Шарьинском форуме. И впрямь, нет человека, который не имел бы к нему отношения. Непрерывная потомственная эстафета: сначала сами учились, потом детей повели в школу, а там, глядишь, и внукам время подошло… Правда, нынешнее время акценты расставляет по-своему. И потому, быстренько пропустив перед мысленным взором все радостные символы этого праздника вроде букетов и бантов, переходим к будням. К тем самым акцентам, которые внятную и эффективную систему российского образования разрушают. Упорно, последовательно, методично и – на законном основании. ЕГЭ называется. А ускорение этому процессу придает финансовая оптимизация.

Вот об этом и шел разговор на форуме. Участники его – федеральные эксперты, в числе которых Юрий Громыко, директор института опережающих исследований имени Шифферса, идеолог инновационного образования в России, доктор психологических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Вторая «сторона» диалога – шарьинцы. Соответственно, все в прошлом ученики, а ныне - педагоги и родители нынешних школяров. Так что база для сравнения системы учебы налицо.

Итак, чем так плох этот самый ЕГЭ, кроме обморочного волнения выпускников и учителей? Почему этот крайне неудачный опыт был все-таки пересажен с американской на нашу отечественную почву? В Штатах – лучшие в мире вузы, но плохие школы ( результат этой самой тестовой системы). Очень доходчиво нынешнюю картинку дала одна из родительниц:

- У меня дочь целый год готовили к ЕГЭ. Задай ей сейчас какой-нибудь вопрос по программе – она не ответит!

Потому что нарушена целостность восприятия, способность мыслить и эти мысли худо-бедно воспроизводить. Видимо, считается, что даже «худо-бедно» - уже лишку! Об этом тревожном феномене не первый год говорят писатели, общественные деятели, ученые. Но «воз и ныне там». Более того, его маршрут расширяется. Опосредованно он бьет и по высшей школе, и,

очевидно, будет внедряться и в начальное звено: уж рушить так рушить! В моральном плане ЕГЭ – показатель тотального недоверия к школе, учителю, ребенку. В плане содержательном – запуск механизма деградации. Поскольку с каждым годом результаты его все хуже и хуже, требования к уровню знаний снижаются. А что еще делать, если его не отменять? Оменять пока что явно не собираются. И потому дошло до того, что для «удовлетворительного» ЕГЭ по математике достаточно задания «сложности» уровня между детским садом и начальной школой.

Идет подмена понятий. ЕГЭ призван замерить то, чему учили. Но зарплата учителей привязана к его результатам. И ЕГЭ из простого инструмента превращается в цель и суть обучения. Это та ситуация, когда «хвост виляет собакой».

В разговоре возникали вопросы вроде бы неожиданные и даже где-то наивные. Но в них, как в капле воды, отражались характерные системные моменты.

- Вот куда написать, чтобы вернули в программу «Молодую гвардию»? Я все ждала, когда в классе у сына начнут изучать ( помню, какое впечатление она на меня произвела). А, оказывается, не будут…

Литературе в советской школе в плане воспитания личности, безусловно, отводилось место лидирующее. Нынешний поиск оптимальных программ, когда с «водой» то и дело «выплескивают» какого-нибудь классического «ребенка» - вещь обычная. Отсюда ниточка разговора протянулась к понятию патриотизма вообще. Почему имея такой мощный культурный алфавит – множество имен великих земляков – от Третьякова до Зиновьева – сама система утрачивает изначально присущую этому краю способность растить, пестовать, воспитывать таланты ( опять-таки по результатам ЕГЭ).

Еще один вопрос выводит на другую грань школьных преобразований.

- У нас, помнится, было всего две тетради с прописями – по русскому и по арифметике. Сейчас их 17! Для чего это делается?

Так понятно: чтобы кто-то получил коммерческую выгоду. И это – часть общей ситуации, когда школа позиционируется, как учреждение, которое оказывает образовательные услуги. Само понятие «услуги» очень далеко от национального приоритета, от общественного блага, каким оно было раньше.

Между тем, уровень образования – это в конечном счете уровень национальной безопасности. И совершенно понятен ответ на главный вопрос:

зачем надо было реформировать лучшую в мире систему образования? Да затем, чтобы она перестала быть таковой. Не нужна мощная интеллектуальная держава, она и так, как кость в горле. А место на рынках труда – малооплачиваемой неквалифицированной рабочей силе. Люди с советским образованием для этого не подходят. Значит, надо изменить образование. Постепенно подтачиваются все основные принципы: всеобщности, бесплатности, обязательности. ЕГЭ – только часть демонтажа. Но вкупе с оптимизацией, сокращением всего и вся эффект может быть сокрушительным. Самое опасное и печальное, что это воспринимается, как должное. К этим мелким шажкам все привыкают –и значительная часть учителей, и родители. Как можно остановить надвигающуюся катастрофу? Только усилиями сообщества. Педагоги должны по совести определить критерии качества образования, а родители – их поддержать. И, конечно, необходимо требовать отмены ЕГЭ, оптимизации, возвращение школе утраченных завоеваний – говорить об этом на всех уровнях, начиная с таких маленьких городов, как Шарья, ибо то, что будет с ними – будет со всей страной.

Автор: Н. Градова