Новости: http://proektnoegosudarstvo.ru/news/0536/
Право на развитие как основа новой модели интеграции в Евразийском союзе - опубликован проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие»
26.01.2015
Проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие».
Авторский коллектив: Майтдинова Г. М. (руководитель разработки), Сафаров С. С., Раджабов С. О., Джалилов К. Д., Царик Ю. Ю. Душанбе, 2015 год.
Проектно-аналитический доклад Центрально-Азиатского экспертного клуба «Евразийское развитие» излагает позицию экспертов клуба по вопросу о праве на развитие как необходимом нормативно-правовом основании реализации на постсоветском пространстве и за его пределами политики евразийского развития. Авторы также применяют разрабатываемый подход к вопросу о дальнейшем развитии Евразийского экономического союза в условиях экономического кризиса и дестабилизации Евразии.
Резюме
В современном мире способность организовать развитие становится краеугольным камнем суверенитета государства и его участия в международных отношениях и мировой политике. Крупнейшие державы и союзы выдвигают собственные крупные проекты, задающие различные сценарии развития: реиндустриализация, зона свободной торговли с Европой и странами Тихоокеанского бассейна у США; реиндустриализация и расширение числа ассоциированных членов у Евросоюза; сухопутный и морской «Шёлковые пути» у Китая.
Для того, чтобы конкуренция интеграционных проектов не перерастала в конфликты, необходимо формирование общей правовой платформы их функционирования и взаимодействия. Ядром такой платформы должно быть право на развитие и принцип равного доступа всех государств мира к развитию.
Более того, доступ к развитию должен пониматься как необходимое условие суверенитета, а право на развитие и равенство этих прав является, соответственно, неотъемлемой частью содержания принципа суверенного равенства в международном праве XXI века.
В содержательном плане право на развитие предполагает, прежде всего, доступ государства к институтам развития — фундаментальной науке, развивающему образованию и инновационной промышленности, а также незатруднённый доступ к ресурсам развития, в том числе — собственным природным ресурсам. В негативном плане закрепление права на развитие и принципа равенства доступа к развитию означает недопущение действий, подрывающих возможность развития той или иной страны.
Право на развитие должно быть пересмотрено как право коллективных субъектов, включая государства и союзы государств, и закреплено на международном уровне. Оно должно быть обеспечено достаточно мощными механизмами реализации и защиты, в том числе — на уровне Совета Безопасности Организации Объединённых Наций.
В то же время право на развитие может и должно стать фундаментом правовой конструкции интеграционных процессов, прежде всего, Евразийского союза. Такой подход предполагает создание наднациональных механизмов совместного развития в рамках интеграционного образования, в частности:
— заключение всеобъемлющего соглашения о стратегии, направлениях и проектах совместного развития;
— создание наднационального органа, ответственного за реализацию такой стратегии;
— создание наднационального органа, ответственного за эффективное продвижение интересов интеграционного объединения на международной арене.
При этом ключевую роль для развития участников Евразийского союза будет иметь опережающее развитие в регионе Центральной Азии, включая формирование здесь зоны свободной торговли, общего пространства образовательных и научно-технологических обменов.