Версия для печати

«Добролет». Вся правда о «крушении»

06.08.2014


Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в эфире Pravda.ru рассказал о влиянии западных санкций на российскую промышленность и приостановлении полетов авиакомпанией "Добролёт" в связи с введенными против неё ограничениями.

По мнению Крупнова, выход из сложившейся ситуации один: иметь свои технологии, строить свои самолеты, обучать своих пилотов.

Ранее в своем блоге Глава ИДМРР также подчеркивал, что зависимость авиапрома от Запада недопустима. Кроме того, он неоднократно заявлял о необходимости создания в России министерства авиации.

Подробнее о необходимых российскому авиапрому изменениях читайте в нашей Авиационной доктрине.

СТЕНОГРАММА

Когда Россия начала отвечать на санкции, Запад встревожился. Но как повлияют ограничения на нашу экономику, в частности на авиакомпании и авиационную промышленность? Свое мнение об этом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru высказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

— Почему начали именно с "Добролета"? Ведь это небольшая компания, совсем не значимая и не знаковая. И как можно минимизировать ущерб от санкций?

— Материнская компания "Добролета" все-таки — "Аэрофлот". Но главная компания не хотела подставлять себя под санкции. Все-таки санкции обозначены. Второй момент — то, что "Аэрофлот" должен арендовать воздушные судна, для того чтобы создать свой парк. И эти судна почти все иностранные. Сейчас в отечественных авиакомпаниях летает уже порядка 95 процентов самолетов иностранного производства.

Кроме того, мы уже перестали готовить в нужном количестве пилотов. Среди них тоже много иностранцев. Мы зависимы от технологической базы и много другого. Но завуалированные санкции, как Вассенаарские соглашения, действовали и раньше. Они не позволяют иностранным корпорациям поставлять самые передовые технологии. В принципе, нас будут давить. Выход один — разрабатывать свои технологии, создавать свою технологическую базу, строить свои самолеты. И это, в общем-то, ответ сразу на все вопросы.

— Многие авиаперевозчики и без того не блистали результатами. Как вы думаете, что теперь будет с отраслью?

— Ну, у нас и так еще общеэкономический кризис. То есть, у нас, по сути, уже ничего нашего нет. В целом аэрофикация, пассажироперевозки, грузоперевозки воздухом упали по сравнению с Советским Союзом в несколько раз. Внутрирегиональных авиарейсов практически нет вообще. Двадцать пять лет шла деградация. И в общем санкции попадают в правильное место и бьют больно.

— Какие санкции может еще ввести ЕС? Закрыть небо над Европой?

— Им не надо ничего закрывать. Они могут постоянно держать руку на поставках, контролировать и по мере необходимости ограничивать экспорт в Россию. Ведь у нас очень много старых самолетов, в том числе иностранного производства. Никто не отменял разного рода ограничения по экологическим стандартам, сроку годности и обслуживания судна. Это показывает, что нельзя быть зависимым от чужого производителя, правил и считать, что ты можешь вести себя как хочешь. Альтернатива только одна — возрождать свой авиапром.

— "Ряд государств приняли решения в отношении наших авиаперевозчиков. Нам нужно обсудить возможные ответные меры", — сказал премьер-министр Дмитрий Медведев министру транспорта Максиму Соколову. Какими, на ваш взгляд, могут быть ответные меры?

— Можно представить самые фантастические ответные меры. Мы можем запретить полеты над территорией Российской Федерации. Но пострадает и "Аэрофлот", потому что он получает так называемые "пролетные" деньги. Можно покупать меньше самолетов, но тогда мы должны больше производить сами. А мы уже широкофюзеляжные практически не производим, либо производим по штукам. И опять же не понятно, есть ли у нас какие-то продуманные программы или просто сиюминутные реагирования на ситуацию?

А премьеру Медведеву я бы порекомендовал вспомнить трагедию 2011 года с "Як-42", когда Дмитрий Анатольевич сказал, что, "если мы не умеем делать сами самолеты, то давайте покупать иностранные". Это его слова. И, собственно, все выполняют то, что он тогда сказал. Вот мы и наткнулись на очередную установку Дмитрия Анатольевича. Хотя объективное, признанное всеми расследование этой катастрофы показало, что причиной была ошибка пилота, а не неисправность самолета. Но Дмитрий Медведев сразу, еще до начала расследования, вынес приговор нашему авиапрому и рекомендовал всем: "Давайте покупать иностранные". В общем, Дмитрий Анатольевич из своего президентского прошлого привет передает.

— Крупнейшие российские авиакомпании недавно просили государство увеличить квоту на иностранных пилотов, мотивируя это тем, что своих не хватает. Своих почти перестали готовить?

— Нет, здесь все гораздо проще. Есть совершенно конкретное лобби, которое 20 лет проталкивают "Боинги", "Эйрбасы" и все, что с ними связано: технические регламенты, стандарты, комплектующие, запчасти и пилоты. Иностранные пилоты вытесняют наших. Один из лидеров этих лоббистов — замминистра транспорта господин Окулов, который ранее возглавлял "Аэрофлот". Он еще давно сказал, что это должно быть не временным явлением, а постоянной практикой. То есть, господин Окулов и компания известных персон, бывшие министры и замминистры промышленности, нынешние руководители авиапрома, проталкивают иностранную технику, технологии и специалистов. Тот же "Суперджет", минимум, на 60 процентов состоит из иностранных комплектующих. Поэтому за иностранной техникой идут соответствующие запчасти, иностранные стандарты, иностранные инженеры и пилоты. Поэтому все сдаем и сдаем.

— Но ведь можно реанимировать авиационные училища, на государственном уровне обязать авиаперевозчиков готовить собственных пилотов, простимулировать их подготовку.

— Конечно, можно. Но вот как раз по административной линии это зависит от замминистра транспорта господина Окулова. А господин Окулов не хочет их обязывать. Он говорит, что не надо никаких ограничений для приглашения иностранных пилотов вводить, не надо увеличивать количество программ по подготовке пилотов внутри Российской Федерации. Он говорит о том, что нам нужны чужие пилоты, это жизненно необходимо. Он по-своему прав. Если мы сдаем свой рынок авиации, если мы все отдаем западному производителю, то надо все до конца отдавать. То есть, господин Окулов, он такой кристально честный, кристально последовательный, логичный человек. Как и вся компания людей, которые вместе с ним 20 лет сначала добивали, потом прикончили наш авиапром и нашу русскую авиацию. А мы теперь, соответственно, пожинаем плоды их честной разрушительной деятельности. А они уже давно живут в "боинго-аэробасном пространстве". У них совершенно другие представления. Господин Окулов просто не понимает, как и зачем можно летать на самолетах отечественного производства.

Этим губится наша безопасность во всех смыслах. Ведь иностранные пилоты идут к нам далеко не самые профессиональные, в основном из стран второго и третьего мира. Так же и самолеты наши компании часто покупают после того, как они уже в какой-нибудь Уганде полетали. Гораздо опасней, что мы уже не можем производить и остатки авиапрома продолжают разрушаться. Все компоненты авиационной национальной безопасности сдаются на уровне официальных органов правительства Российской Федерации.

— Так что можно и нужно сделать? Какие меры должны быть предприняты?

— Не могу сказать, а то закроют передачу вашу.

— Ну, с этим как-нибудь разберемся. Все-таки, как решить эти проблемы?

— Расстрелять.

— Расстрелять кого?

— Расстрелять десяток людей, которые убили русский авиапром и продолжают его добивать. "Поставить на вид" премьеру Медведеву, который сейчас собирается ответные меры принимать. Просто ему ролик надо прокрутить, как президент Медведев призвал иностранных авиапроизводителей и полностью сдал им наш рынок. Пусть он посмотрит на себя в зеркало. И "нече на зеркало пенять, коли рожа крива".

— Зрители спрашивают… Если все авиакомпании попадут под санкции, как добираться в Крым?

— Многие компании не боятся попасть под санкции, потому что у них только внутренние и чартерные рейсы. По факту все компании летают. Я вот недавно был в Крыму.

— Возможно ли, что для россиян закроются многие зарубежные авианаправления?

— Нет, такой вероятности нет. Другое дело, что жизнь у нас с момента присоединения Крыма кардинально поменялась. Мы стали страной, которую пытаются превратить в мирового изгоя. Но, я считаю, что это даже хорошо в том плане, что мы наконец начинаем трезветь, понимать, в каком жестоком геополитическом, геоэкономическом мире мы живем, что без своей технологической базы, без восстановления и обретения своего внутреннего рынка, своего авиапрома, своего машиностроения просто жить невозможно. Слава Богу, мы еще входим в четверку авиационных держав. Все у нас еще может быстро получиться, если всерьез этим заняться. А без обеспечения экономической, промышленной и технологической независимости и никакого реального политического суверенитета не будет.

Опубликовано в рамках продвижения следующих проектов развития:

№49.Суверенная авиация; №50.Национальная промышленная система России; №51.Новые транспортные системы; №170.Сеть кластеров промышленного развития.

 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011