Новости: http://proektnoegosudarstvo.ru/news/0349/

Кто завтра пойдет в школу?

03.07.2014


Всплеск рождаемости - явление временное, в 2025-м году нас ожидает новый демографический спад, и к этому явлению нужно подготовиться.

"Здесь очень важно обратить внимание на те ошибки, которые были допущены в предыдущие годы - в 90-е был провал рождаемости, сокращалось количество школ, учебных мест и педагогов. И сейчас нужно срочно подтягивать инфраструктуру под новые потребности увеличивающегося количества школьников", - заявил в эфире радио Вести-FM Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер Движения развития Юрий Крупнов.

Через несколько лет школы в России попросту не смогут вместить всех желающих. Если в ближайшее время не появятся новые. Об этом на совещании в Казани заявил министр образования Дмитрий Ливанов.

По его мнению, наиболее острой проблема станет через 2-3 года.

Очередь в первый класс - это не кошмар впечатлительных мам, а реальная угроза. Долгие годы родители дошколят сражались с нехваткой детских садов, и в некоторых регионах проблему решили.

Но теперь в Министерстве образования всерьез заговорили: через несколько лет "вымирающим видом" станут школы.

Директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург, делится своими наблюдениями: "Вот я в некоторых регионах был, там еще существуют сменные школы. Первоклассники в силу их особенностей, ходят в первую смену. Значит, другие должны вместо них - во вторую. Был за Уралом, в Сибири - там тоже есть эти проблемы. Эта проблема связана и с повышением рождаемости, и с миграцией населения".

Миграция дает не такой уж большой прирост населения, возражает Юрий Крупнов - Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. По его данным, на детей мигрантов приходится процентов 10 от общего числа новорожденным. И всплеск рождаемости в течение последних пяти лет связан совсем с другими причинами.

"В основном этот всплеск обусловлен пришедшей к нам из 80-х годов волной предыдущего всплеска рождаемости. Когда в 1987-89 годах резко выросло количество рожденных детей, сейчас они стали мамами и папами. Ситуация волнообразная".

Мамы на форумах волнуются: через 2 месяца дети пойдут в школу, и непонятно, будет ли учителю хватать внимания для всех учеников. Ведь при норме 25 человек в классе, очень часто набирают больше.

В своем блоге пишет Лилия из Санкт-Петербурга: "В популярных школах сейчас в классах порядка 30 человек. Так у наших друзей в школе 3 класса набрали:29 и два по 30 человек. В нашей школе пока неизвестны списки, но приняли очень много, думаю, в классе будет не менее 30 человек, что, конечно, не радует".

Тридцать - много. Но 27-28 человек в классе есть, рассказывает директор Центра образования №109 Евгений Ямбург. В этом году набрали целых пять первых классов. Больше не могут по объективным причинам: нет помещений, невозможно по санитарным нормам. А желающих попасть в школу, между прочим, очень много.

"Могли бы, наверное, и 8, потому что желающих было больше. Но как решается проблема в Москве? Есть электронная запись. И преимущества тем, кто в шаговой доступности. Они берут первую очередь. Если при школе есть дошкольное учреждение, эти дети автоматически поступают. В одних школах меньше желающих, в других больше". Проблем здесь целый клубок, говорит Алена Аршинова - зампредседателя комитета Госдумы по образованию. И школьные здания зачастую старые, и хороших педагогов мало, а еще и в перспективе нехватка мест для учеников.

Шаг вперёд - это не просто строительство новых школ, а больших комплексов-трансформеров, которые могли бы вмещать и малышей, и учащихся. Это раньше детский сад выполнял задачу присмотра за детьми, теперь это ступень общего образования. Принят государственный стандарт. Обучение ребенка начинается в дошкольном возрасте.

Алена Аршинова рассказывает, как на практике может быть реализован проект образовательного центра "детский сад-школа".

"Допустим, в нем может действовать несколько дошкольных групп и несколько классов начальной школы. И по мере необходимости, если меньше дошкольного возраста, мы открываем больше начальных классов и наоборот. В некоторых регионах уже строят такие центры образования. Дети комфортно переходят из дошкольных групп в начальный класс и плавно входят в процесс обучения".

"Здесь очень важно обратить внимание на те ошибки, которые были допущены в предыдущие годы - в 90-е был провал рождаемости, сокращалось количество школ, учебных мест и педагогов. И сейчас нужно срочно подтягивать инфраструктуру под новые потребности увеличивающегося количества школьников". А вот комплексы-трансформеры, по мнению Крупнова, как раз отличный выход при таком волнообразном процессе.

Правда, для воплощения этой идеи нужна большая федеральная программа и серьезные бюджетные средства.

Скачать аудиофайл