Версия для печати

«Русский автомобиль - какой он в ближайшие 20 лет?». Итоги проектной сессии

26.06.2014


Возрождение отечественного автопрома - возрождение всей экономики.

Итоги проектной сессии от 24 июня 2014 года по теме: «Русский автомобиль - какой он в ближайшие 20 лет?».

Модератором сессии выступил Александр Петрушин, заместитель директора Института демографии, миграции и регионального развития:

- Не хотелось бы просто обсуждать какие-то только технические детали, новаторские идеи, отработанные промышленные решения, - а в целом тему “Русский автомобиль” предлагаю обсудить в формате не технических проблем, а с точки зрения философии и экономики. Если сейчас в какой-то момент мы сможем спасти отечественное автомобилестроение, возродить его былую мощь – это даст шанс возродиться нашей экономике и не скатиться до уровня самых отсталых экономик. Почему я так считаю? Одно рабочее место в автомобилестроении – это семь рабочих мест в смежных отраслях. Если мы создаем конечный конкурентоспособный продукт, мы этим высокотехнологичным продуктом вытянем и другие отрасли.

СКАЧАТЬ АУДИОЗАПИСЬ

Также он отметил, что проблема отечественной автопромышленности уже ярко выраженная и ее никак нельзя игнорировать. Закрылись основные предприятия, которые в советское время были становым хребтом промышленности. Вместе с предприятиями мы потеряли и свои научно-технические кадры, которые необходимо восстанавливать.

Петрушин отметил, что последнее мощное автопредприятие России АвтоВаз практически не принадлежит России и становится заводом по отверточной сборке: - АвтоВАЗ принадлежит альянсу Renault-Nissan, имеет голландскую прописку Alliance Rostec Auto BV (на конец 2013 года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ОАО «АвтоВАЗ») – считать его русским автомобилестроителем по сути нельзя (выручка от проданных машин исправно перекочевывает на счета вышеназванной голландской компании.), о чем в своём письме В.Путину писал Евгений Шмелёв, будучи в должности главного конструктора, в котором изложил свои опасения по поводу происходящего: «поэтапное преобразование предприятия в сборочное производство лицензионных автомобилей с утратой собственной компетенции (последней в стране!) разработки автомобиля по полному циклу». Вице-президент АвтоВАЗа по техническому развитию Евгений Шмелев с 1 июля 2014 года покидает завод.

На сессии прошла презентация молодого инженера Станислава Сергеевича Сгонова, который представил свой проект “сверхманевренных автомобилей”. Реализация этого проекта, как считает молодой инженер, создаст совершенно новый высокотехнологический конкурентный продукт, который в свою очередь создаст новый рынок сверхманевренных городских автомобилей. После обкатки новых технологий в секторе дорогих автомобилей, они быстро станут доступными для автомобилей массового серийного производства. Такой автомобиль конечно весьма специфичен, но мода на такие автомобили во всём мире, создаваемые в России, может придать импульс всей нашей автомобильной промышленности.

Во время презентации и после нее прошла плодотворная дискуссия по предложенному проекту. Были отмечены плюсы и минусы это проекта.

Свое экспертное мнение высказал профессор Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич. Он отметил, что конечно автопром имеет на сегодняшний день множество проблем, однако говорить о полной его смерти пока что рано. Россия всегда была сильна возможностью быстро собираться с силами и решать поставленные перед ней задачи. Так же и сейчас: необходимо провести анализ и понять, в каком сегменте этого рынка мы можем быть конкурентоспособными, а в каком нет. Ключевой необходимостью сейчас является формулирование и постановка государством стратегической задачи по комплексному развитию автомобильной отрасли. Без такой постановки, без заказа государства и обращения к собственному автопрому, ожидать каких-то успехов в отрасли не приходится. То, что произошло с российской автопромышленностью за последние 20 лет невозможно исправить за счет конкуренции на рынке без поддержки государства, и также надо отличать, что акцент на сборку иностранных автомобилей на нашей территории – это тупиковая стратегия. Необходима параллельная автопромышленная отрасль, с полным циклом отечественной разработки, производства и эксплуатации.

По мнению Тенгиза Джемалиевича, «русскими автомобилями» могут стать автомобили специального назначения. Надо отталкиваться от того, какие существуют особенности эксплуатации автотранспорта в России (плохие дороги и их отсутствие, и отсюда - повышенная нагрузка на подвеску, так же хозяйственная деятельность, простота и надежность в эксплуатации, ремонтопригодность и т.д.), и под них делать наш «русский автомобиль». И тут мы не придумываем ничего нового: по всей стране до сих пор много подобной техники еще на ходу выпуска 50-х годов. Такой «русский автомобиль» будет востребован и в странах Центральной Азии, и Африке, и везде, где надо проехать, довести, вытянуть, и т.д. – вопреки отсутствию дорог, автосервисов, и прочих благ цивилизации.

В условиях политического и экономического давления России просто необходимо реанимировать свою национальную систему автомобилестроения, чтобы она стала тем локомотивом, который сможет потянуть за собой многие смежные с ней отрасли.

Сессия прошла в рамках продвижения следующих проектов развития:

№15. Инженерная элита страны; №22. Седьмой технологический уклад; №33. Российский автомобиль; №50. Национальная промышленная система России; №51. Новые транспортные системы.

 

Поместить ссылку в:

Опубликовать в своем блоге Livejournal Поделиться в Facebook Опубликовать в Twitter Добавить закладку в Google Добавить в Google Buzz Добавить закладку в Yahoo Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Добавить закладку в Yandex Поделиться в Одноклассники

 

Список проектов

Полный список

 

© «Проектное государство», 2011

Информация о проекте

Контактная информация:

E-mail: proektnoegosudarstvo@gmail.com

Сделано в OxMedia, 2011